В Верховный суд Российской Федерации
121260, г. Москва, ул.Поварская,13
Заявитель:
Некоммерческое партнерство
«Союз дорожников и строителей Курской области»
_______________________________________г. Курск, ул. Радищева, д. 62
Эл.почта: sdsko@narod.ru;
web-сайт:
http://www.sdsko.narod.ru Государственный орган, нормативный правовой акт которого оспаривается:
Министерство регионального развития
Российской Федерации
______________________________________
127994, Москва, ул. Садовая-Самотечная, д. 10/23, стр. 1
ЗАЯВЛЕНИЕ
о признании недействующим Приказа Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 г. № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»
Некоммерческое партнёрство «Союз дорожников и строителей Курской области», имеющее статус Саморегулируемой организации, зарегистрированное в государственном реестре саморегулируемых организаций за номером СРО-C-074-20112009 (далее – Партнерство) обращается с данным Заявлением в соответствии с частью 4 статьи 4, пунктом 2 части 3 статьи 6 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», и по поручению членов Партнерства.
30 декабря 2009 года Министерством регионального развития Российской Федерации издан приказ № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (далее – Приказ), зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 апреля 2010 года, регистрационный № 16902, опубликован в «Российской газете» № 89 (5168) 26 апреля 2010г. Приказ вступает в силу 1 июля 2010 года.
Приказ является нормативным правовым актом, поскольку распространяет своё действие на неограниченный круг лиц, выполняющих и планирующих выполнять работы по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства. Обязанность Приказ нарушает законные права и интересы членов Партнерства, а также противоречит действующему законодательству по следующим основаниям.
1. Действительно, во исполнение части 7 статьи 8 Федерального закона от 22.07.2008г. № 148-ФЗ установлено, что перечень Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утверждается Министерством регионального развития РФ. В ч. 4 ст. 55.8. Градостроительного кодекса РФ «Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В указанном перечне должны быть определены виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается самостоятельно, и виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается с привлечением работников, а также должны учитываться особенности выполняемых гражданами для собственных нужд работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов индивидуального жилищного строительства и предназначенных для проживания не более чем двух семей жилых домов.».
Однако в ст. 55.8. Градостроительного кодекса РФ установлен порядок выдачи и сроки действия выданных свидетельств.
Частью 9 ст. 55.8 ГрК РФ предусмотрено: «Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдается саморегулируемой организацией без ограничения срока и территории его действия». В п. 10 ст. 55.8. ГрК РФ определено, что «Член саморегулируемой организации вправе обратиться в саморегулируемую организацию с заявлением о внесении изменений в свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.».
Градостроительным кодексом РФ, как и иным законодательным актом, не предусмотрена замена свидетельств о допуске ранее выданных организациям в связи с утверждением нового перечня, замена свидетельства осуществляется по волеизъявлению члена саморегулируемой организации (ст. 10 ст. 55.8 ГрК РФ). Иного способа замены свидетельства Градостроительным кодексом РФ не предусмотрено.
2. Кроме того, виды продукции и услуг утверждены Министерством экономики РФ и комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации в ОБЩЕРОССИЙСКОМ КЛАССИФИКАТОРЕ ВИДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ (ОК 004-93). В ранее принятом Приказе Минрегионразвития РФ № 274 от 09.12.2008г., по которому в настоящее время выданы свидетельства о допуске членам Партнерства, Перечень видов работ соответствует общероссийскому классификатору. В новом же Перечне видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденном Приказом Минрегионразвития № 624 от 30.12.2008г. все виды работ не соответствуют ОБЩЕРОССИЙСКОМУ КЛАССИФИКАТОРУ, что является нарушением действующего законодательства, так как никаким нормативным документом прав на утверждение новых видов работ, не соответствующих действующему ОБЩЕРОССИЙСКОМУ КЛАССИФИКАТОРУ, Министерству регионального развития РФ не дано.
3. Оспариваемый Приказ устанавливает Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. В конце документа дано примечание следующего содержания:
«<*> Данные виды и группы видов работ требуют получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации».
Это означает, что получение свидетельства о допуске на выделенные «звёздочкой» («*») работы требуется лишь в случае выполнения указанных работ на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах, поименованных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Данная норма противоречит установленному требованию части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, где указано, что «виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ».
Это означает, что виды работ, которые входят в Перечень, утверждённый оспариваемым Приказом, оказывают влияние на безопасность всех объектов капитального строительства, независимо от их классификации.
Согласно части 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации и части 5 статьи 8 Федерального закона от 22.07.2008 № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» компетенция уполномоченного федерального органа исполнительной власти определена, как установление перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Вопрос об отнесении видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, по критерию дифференциации объектов капитального строительства не относится к полномочиям федерального органа исполнительной власти.
Следовательно, Министерство регионального развития Российской Федерации в данной части вышло за пределы предоставленной компетенции.
На это обстоятельство обратило внимание Министерство юстиции Российской Федерации в своём письме от 31.03.2010 года № 01/4971-ДК «О возврате без государственной регистрации приказа Минрегионразвития России от 30.12.2009 № 624», где прямо сказано:
«Установив данное положение <примечание и «звёздочки» к видам работ>, Минрегион России вышел за пределы предоставленной компетенции, так как Минрегиону России поручено утвердить вышеназванный Перечень, а не порядок выдачи свидетельств о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства. Такой порядок определен статьей 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Таким образом, при утверждении Приказа была превышена компетенция Минрегиона России».
Этот вывод содержится и в Заключении по результатам проведения антикоррупционной экспертизы Приказа в целях выявления в нем коррупциогенных факторов и их последующего устранения. Таким образом, оспариваемые нормы Приказа отнесены Министерством юстиции Российской Федерации к коррупциогенным факторам.
4. Пунктом 2 Приказа из предмета регулирования также выведен ряд объектов капитального строительства, исходя из классификации таких объектов. Указанным пунктом установлено, что «Перечень не включает в себя виды работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст.16; 2008, № 30 (ч.2), ст.3616), а также в отношении объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания не более чем двух семей); жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки); многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования».
Таким образом, вступление в силу Приказа в настоящей редакции создаёт противоправную угрозу безопасности неограниченного круга лиц, пользующихся объектами социальной инфраструктуры, общественными зданиями и жилыми домами, промышленными зданиями и сооружениями, которые не относятся к особо опасным, технически сложным и уникальным объектам, перечисленным в ст. 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Во исполнение Приказа работы, отмеченные «звёздочкой», будут выполняться любыми организациями, которые не будут обязаны соблюдать требования, предъявляемые в настоящее время к таким видам работ (иметь в штате квалифицированных рабочих, вести работы в соответствии с технической, проектной документацией, осуществлять строительный контроль).
Также вступление в силу Приказа в настоящей редакции противоречит положениям частей 1 и 2 статьи 2 Федерального закона № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» в которых установлено, что саморегулирование осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской деятельности в саморегулируемые организации; под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.
Если значительная часть работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, противоправно выведена из системы саморегулирования, тогда проблематично само саморегулирование в соответствии с законом, так как незаконно расширяется институт «любых исполнителей строительных работ, в том числе и влияющих на безопасность других объектов», что нарушает права и законные интересы десятков тысяч членов саморегулируемых организаций, в том числе и членов НП «СДСКО».
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 48.1, 52, 55.6, 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьями 4, 6 Федерального закона «О саморегулируемых организациях», статьями 251-253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
прошу:
Признать приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» недействующим полностью.
Приложение:
1. Платежное поручение об уплате госпошлины.
2. Копия заявления.
3. Копия приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства».
4. Копия свидетельства о государственной регистрации НП «СРО «СДСКО».
5. Копия Устава НП «СРО «СДСКО».
6. Выписка из протокола собрания учредителей НП «СРО «СДСКО» № 1 от 22.05.2009г.
7. Выписка из протокола внеочередного общего собрания членов НП «СРО «СДСКО» № 8 от 27.04.2010г.
Генеральный директор
НП «СРО «Союз дорожников
и строителей Курской области» И.Н.Умеренкова