Подрядчики вне СРО? Новые законодательные акты, нормы и правила, отмена лицензирования – все это выбило строительные компании из привычной колеи. Для того чтобы вести бизнес в современных условиях, нужно разбираться во всех тонкостях законодательных норм.
На самые актуальные вопросы участников строительного рынка отвечают специалисты из юридических и консалтинговых компаний города.
Каковы правовые последствия привлечения генеральным подрядчиком (членом СРО) строительной организации (не являющейся членом СРО) на подрядные работы, входящие в перечень видов работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства?
Сергей Осутин, председатель совета директоров консалтинговой группы «ОСВ»:
– С 1 января 2010 года осуществление предпринимательской деятельности по инженерным изысканиям, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства разрешается на основании допуска, выданного саморегулируемой организацией (СРО).
Если субподрядчик не является членом СРО и, соответственно, не имеет допуска к работам, входящим в перечень видов работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства), то он осуществляет подрядные работы незаконно. Поскольку, в типовом случае, заказчик состоит в договорных отношениях только с генподрядчиком, то генподрядчик отвечает перед заказчиком за качество и сроки всех работ, предусмотренных договором генподряда. Соответственно, генподрядчик отвечает перед заказчиком и за работы, выполняемые привлеченными им субподрядчиками. Логика предъявления претензий между участниками хозяйственной деятельности здесь ясна: заказчик предъявляет претензии к генподрядчику, генподрядчик – к субподрядчику.
Понятно, что судебной практики в отношении компаний, осуществляющих строительные работы без допуска, еще не существует. При этом не все правоведы согласны с тем, что между лицензией и допуском можно поставить знак равенства, и не приветствуют прямых аналогий с судебной практикой «лицензионного» периода.
Вероятнее всего, контролирующие органы, обнаружившие у субподрядчика нарушения, обратятся к Кодексу РФ об административных правонарушениях, где за осуществление работ без допуска предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 30 000 до 50 000 рублей, а за повторное нарушение предусмотрено и приостановление деятельности на срок до 90 суток.
В отношении субподрядчика, действующего сегодня без допуска, важно понимать и то, что с 1 января 2010 года такие работы могут быть приравнены налоговыми органами к незаконной предпринимательской деятельности и весь доход, полученный от работы без допуска, подлежит в этом случае изъятию в пользу государства (статья 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство»). В отдельных случаях этой же статьей предусмотрена и уголовная ответственность, вплоть до лишения свободы сроком на пять лет. Однако в самой формулировке статьи закона говорится о деятельности «на основании просроченных лицензий», а не об отсутствии допуска, что дает шанс потерпевшей стороне попытаться оспорить это решение в суде.
В адрес генподрядчика законными претензиями будут в таком случае «экономически необоснованные расходы», то есть из его прибыли вычтут эти расходы, начислят налог на прибыль, выпишут штраф и так далее. В плане правовых последствий следует учесть и возможность применения статьи 173 ГК РФ, в соответствии с которой договоры, заключенные лицами, не имеющими допуска к работам, могут быть признаны недействительными, что повлечет за собой конфискацию полученных по договору денежных средств и результатов работ в доход государства. Последнее относится в равной степени и к генподрядчику, и к субподрядчику.
http://asninfo.ru/se/article/28189