|
| |
Зарегистрирован: 01.01.70
|
|
Отправлено: 12.12.10 23:24. Заголовок: Аттестация по НОСТРОЙ
Градостроительный кодекс РФ содержит несколько норм о повышении квалификации и аттестации специалистов строительной отрасли. Так часть 6 статьи 55.5 ГрадК РФ предусматривает, что Требования к выдаче свидетельств о допуске должны содержать требование к повышению квалификации, аттестации, профессиональной переподготовке (правда кого – об этом норма умалчивает). Часть 8 той же статьи ГрадК РФ определяет минимальные требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают слияние на безопасность объектов капитального строительства, - требование о повышении не реже одного раза в 5 лет работников юридического лица или индивидуально предпринимателя с проведением аттестации. Аналогичная норма воспроизводиться в части 8.1 все той же статьи при выдаче допуска к работам по организации строительства. Теперь так сказать о самом главном – собственно говоря, а в чем тут вопрос? А дело в том, что законодатель определил в частях 8 и 8.1. статьи 55.5 повышение квалификации с проведением аттестации. Вот тут и возникает вопрос - когда должна и кем проводиться аттестация? НОСТРОЙ уже разобрался в этом вопросе, создав Единую систему аттестации руководителей и специалистов строительной отрасли, выделив на это 16 миллионов рублей. Давайте и мы попробуем разобраться в этом вопросе. Начнем с понятийного аппарата, чтобы понять что есть «повышение квалификации» и «аттестация». Повышение квалификации - это процесс обучения, в результате которого работник, уже имеющий определенную квалификацию или профессию, пополняет свои профессиональные знания посредством углубления знаний в определенной области основной специальности либо путем освоения новых методов или приемов, применяемых в области этой специальности. В законодательстве РФ по разному используется понятие Аттестация. Так в Трудовом законодательстве это понятие используется как подтверждение соответствия работника занимаемой должности. Аттестация также проводиться по итогам прохождения обучения – и является оценкой уровня знаний слушателей образовательного учреждения повышения квалификации, которая проводится по результатам текущего контроля знаний и итоговой аттестации. (пункт 27 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утверждено Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 610 ). И есть третий вид аттестации - в профессии — проверка квалификации физических лиц, изъявивших желание заниматься профессиональной деятельностью, с выдачей кандидатам, успешно сдавшим необходимые квалификационные экзамены, квалификационного аттестата установленного образца. (аналогию можно посмотреть на примере закона «Об аудиторской деятельности»). Можно с уверенностью говорить о том, что законодатель, написав «повышение квалификации с прохождением аттестации», тем самым усилил ответственность образовательных учреждений проводивших повышение квалификации, но не проводивших итоговой аттестации, что соответствует законодательству РФ об образовании. В соответствии с законом «Об образовании» в Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на профессиональные (основные и дополнительные) (статья 9). Дополнительное образование в виде повышения квалификации является образовательной услугой и, следовательно, требуется наличие лицензии на оказываемый вид деятельности. Образовательные услуги могут оказываться как государственными, муниципальными образовательными учреждениями, так и не государственными. При этом в уставе негосударственного ОУ должна отражаться система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения. Статьей 15 Закона «Об образовании» предусмотрено, что образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся. При этом в пункте 4 названной статьи говориться о том, что освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования и профессиональных образовательных программ завершается обязательной итоговой аттестацией обучающихся. Как мы видим законодатель не выделил тут, какие именно профессиональные образовательные программы должны заканчиваться итоговой аттестацией, а значит при буквальном прочтении и закона с учетом норм статьи 9 – можно смело говорить о том, что все дополнительные образовательные программы в виде повышения квалификации должны заканчиваться аттестацией. Выбор формы проведения аттестации законодатель оставил за образовательным учреждением. Теперь немного о форме документа, выдаваемого образовательным учреждением – эта форма определена в виде удостоверения о повышении квалификации, установленного образца. Таким образом, никакого дополнительного документа о прохождении аттестации не то что не имеют права требовать, но и законодатель не дал такое право разрабатывать, устанавливать и требовать кому-либо. Исходя из приведенного анализа законодательства Российской Федерации при повышении квалификации и аттестации специалистов строительной отрасли, можно сказать, что все законодательные механизмы контроля за повышением квалификации с прохождением аттестации сегодня есть, а именно: 1) Вхождение в аттестационные комиссии представителей СРО; 2) Проверка образовательного процесса совместно СРО (НОСТРОЙ) с МИНОБРОМ РФ; 3) Отзыв лицензий у образовательных учреждений, не проводящих реального повышения квалификации с аттестацией; 4) Составление перечней и рейтингов образовательных учреждений оказывающих услуги по повышению квалификации с аттестацией. Как уже было сказано, НОСТРОем выделены 16 миллионов рублей на создание Единой системы аттестации руководителей и специалистов строительной отрасли. Вызывает озабоченность, что такие решения принимаются без тщательной проработки законодательства, ответов официальных государственных органов, и главное что эти денежные средства могут пойти «прахом». Но больше всех в данной ситуации могут пострадать Саморегулируемые организации – вложившие собственные средства дважды: членскими взносами в НОСТРОЙ и организацией работы аттестационных центров и комиссий, а также при не глубокой проработке законодательства нести административную ответственность за осуществление деятельности без соответствующей лицензии и осуществление сбора, хранения, обработки персональных данных. Не лучше ли пока не поздно эти вопросы решить совместно с образовательными учреждениями? В противном случае понадобятся очередные изменения в Градостроительный кодекс об установлении специализированной системы Квалификационной аттестации, выполняемой саморегулируемыми организациями или их объединениями. И в завершение хотелось бы напомнить, что позиция, изложенная в данной статье соответствует Приказу Госстроя России от 24.05.2002 N 88 "Об организации деятельности по профессиональной переподготовке, повышению квалификации и профессиональной аттестации кадров", зарегистрированному в Минюсте России 19.07.2002 N 3595, который до сих пор действует, о чем Министерство регионального развития РФ подтвердило своим Приказом от 12 сентября 2005 г. N 91.
|