АвторСообщение
администратор


Зарегистрирован: 02.02.10
Откуда: Владивосток
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.05.10 09:06. Заголовок: Агропромышленный комплекс


Точка зрения
18 января 2008
И.А.Оболенцев, Председатель Комиссии Совета РСПП по конкурентоспособности и отраслевым стратегиям по агропромышленному комплексу

Несмотря на то, что итоги выполнения приоритетного национального проекта «Развитие АПК» еще официально не обнародованы, уже сейчас очевидно, что самый амбициозный, по меньшей мере за последнюю четверть века, эксперимент в сельском хозяйстве Российской Федерации оказался успешным. С 1 января 2008 г. вступает в силу «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия». Для агробизнеса это гарантия того, что российский АПК на ближайшие пять лет будет включен в число важнейших приоритетов государственной экономической политики страны.

И.А.Оболенцев, председатель Комиссии по агропромышленному комплексу Совета РСПП по конкурентоспособности и отраслевым стратегиям.

Национальный проект, Государственная программа, а также принятые за последние два года федеральные законы «О развитии сельского хозяйства» и «О саморегулируемых организациях» заложили хорошую законодательную базу для выстраивания долгосрочных партнерских отношений между агробизнесом и органами государственной власти. В упомянутых законах особо подчеркнута назревшая необходимость повышения роли объединений производителей сельхозпродукции, включая саморегулируемые организации, в вопросах формирования аграрной политики.

В частности, им даны права:

- представлять интересы своих членов в их отношениях с органами государственной власти;

- вырабатывать консолидированную позицию российских агропроизводителей по вопросам формирования и реализации государственной аграрной политики;

- участвовать в разработке законопроектов, других нормативных правовых актов;

- организовывать публичное обсуждение программных документов Правительства РФ в сфере аграрной политики, а также национального доклада о ходе и результатах реализации госпрограммы с целью привлечения общественного внимания к процессам, протекающим в аграрной сфере России;

- обеспечивать консолидацию информационных, организационных, экспертных и иных ресурсов в АПК и предоставлять госучреждениям и сельхозпроизводителям доступ к рыночной, технико-технологической и правовой информации;

- оспаривать в установленном порядке любые действия госорганов, нарушающие права как самой организации, так и ее членов.

В 90-е гг. в РФ были образованы сотни общероссийских, межрегиональных, региональных и местных ассоциаций, сформированных в основном по отраслевому принципу. Наиболее заметную роль среди них играют: Российский зерновой союз, Мясной союз России, Российский птицеводческий союз, Российский союз предприятий молочной отрасли, Масложировой союз России, Союз сахаропроизводителей России, Российский союз производителей соков, Союз мороженщиков России. Предпринимались также попытки создания ассоциаций, представляющих интересы всей или хотя бы значительной части отрасли (Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств (АККОР), Ассоциация отраслевых союзов АПК («АССАГРОС»), но они не принесли позитивных результатов.

Большинство действующих ассоциаций являются маломощными, конкурирующими между собой, выражающими интересы узких отраслевых или региональных групп товаропроизводителей организациями, и не располагают реальными возможностями для реализации на практике предоставленных им широких прав. Напротив, в зарубежных странах поощряется создание крупных ассоциаций с широкими правами.

Справка: Передача части административных ресурсов в руки ассоциаций – мировая практика. В АПК Канады, например, специализированные хозрасчетные ассоциации производителей определяют отраслевую политику в сфере производства и на рынке, лоббируют принятие необходимых решений в парламенте и правительстве, защищают интересы отрасли и конкретного производителя.

В соответствии с законом от 1984 г. любой коммерческий банк или кредитный союз может предоставить кредит под 25%-ные гарантии провинциального правительства и под залог скота, приобретаемого только ассоциацией фермеров. Все кредиты поступают на счет ассоциации и распределяются по именным счетам ее членов. После завершения откорма или выращивания скот реализуется каждым членом ассоциации отдельно, но оплата проходит через счета ассоциации. Ассоциация является основным контролером использования и гарантом возврата кредитов.

Совет США по экспорту домашней птицы и яиц является одной из организаций, одобренных Минсельхозом США в качестве администратора фондов, выделяемых в рамках программ по расширению доступа на зарубежные рынки.

В ряде штатов США образованы сбытовые ассоциации (bargaining associations), в задачи которых входит реализация продукции членов ассоциации под общей торговой маркой и по ценам, устанавливаемым ассоциацией.

Членами Совета США по экспорту домашней птицы и яиц являются практически все ведущие производители, переработчики и экспортеры мяса птицы и яиц этой страны, а также зарубежные торговые компании (включая российские), хладокомбинаты, экспедиторы, администрации портов. Минсельхоз США совместно с частными компаниями и Советом осуществил инвестиции в строительство совместного предприятия «Элинар Бройлер» в Московской области. В последние годы, обеспокоенный распространением гриппа птиц в США, Совет в основном на средства госбюджета США провел масштабную рекламную кампанию в России по популяризации американского мяса птицы.

Продовольственная помощь иностранным государствам распространяется Правительством США преимущественно через негосударственные организации. Так, в 1998–2000 гг. продовольственная помощь Российской Федерации частично аккумулировалась в «Фонде развития сельской кредитной кооперации», финансировавшего деятельность 250 российских сельских кредитных кооперативов.

Стажировка российских специалистов по кормопроизводству в США в 1999–2000 гг. была оплачена Минсельхозом США через Американскую соевую ассоциацию. В марте 2005 г. Зерновой совет США спонсировал поездку делегации Государственной Думы РФ для изучения американской сельскохозяйственной политики. Через неправительственную организацию ACDI/VOCA по программе Агентства по международному развитию США «Фермер – фермеру» осуществляется посылка добровольцев из числа американских фермеров и специалистов АПК в развивающиеся страны.

В связи с вступлением в силу закона «О саморегулируемых организациях» особо актуальным становится создание механизма эффективного взаимодействия между учреждаемыми объединениями сельхозпроизводителей и органами государственной власти.

К сожалению, принятый закон, в силу его рамочного характера, не отражает в полной мере специфику функционирования объединений и союзов в агропродовольственном секторе России. Кроме того, данный закон исключает возможность заимствования международного опыта по регулированию условий деятельности объединений сельхозпроизводителей, накопленного в таких странах, как США, Канада, Германия, Индия и т.д.

Корректировка действующего закона не устранит полностью присущие ему недостатки. Значительно более продуктивной представляется разработка принципиально нового ФЗ «Об отраслевых союзах (ассоциациях) в АПК Российской Федерации», отражающего специфику функционирования объединений сельхозпроизводителей и переработчиков в российском АПК.

Это позволит:

- конкретизировать права и ответственность отраслевых объединений отрасли;

- определить критерии их идентификации;

- сформулировать принципы формирования стимулов для участия в них сельхозпроизводителей;

- существенно упрочить позиции объединений агробизнеса в законотворческом процессе.

В частности, роль саморегулируемых организаций агробизнеса может быть достаточно высока при подготовке материалов для разработки «Концепции продовольственной безопасности России» и необходимых для ее реализации нормативных актов. Государственная программа предусматривает подготовку ежегодного национального доклада о ситуации в АПК. Участвуя в подготовке доклада, агробизнес получит возможность оказывать реальное влияние на ситуацию в отрасли.

Саморегулируемые организации агробизнеса могут также принимать самое непосредственное участие в подготовке предложений:

- по совершенствованию механизма государственной поддержки сельхозпроизводителей, экспортеров и инвесторов (льготное кредитование, страхование, лизинг);
- по наведению порядка на продовольственных рынках;
- по разработке механизма применения минимальных гарантированных цен на некоторые виды сельхозпродукции;
- по применению схем материальной компенсации потребителей, пострадавших от аномально высокого роста цен на социально значимые продукты питания первой необходимости;
- по регулированию взаимоотношений сельхозорганизаций с естественными монополиями по расчетам за электроэнергию, природный газ, воду (включая проблему компенсации расходов сельхозпроизводителей за подключение к энерго-, тепловым, газовым и водопроводным сетям);
- по повышению социальной ответственности агробизнеса за положение дел на селе.

В связи с предстоящим присоединением к ВТО особое внимание предстоит уделять вопросам государственной поддержки сельхозпроизводителей и экспортеров, а также вопросам повышения эффективности таможенно-тарифного регулирования импорта в страну продукции, конкурирующей с отечественным сельхозпроизводством.

После присоединения к ВТО в среднесрочной перспективе наиболее вероятным считается сокращение таможенно-тарифной защиты рынка сельскохозяйственных товаров (на 15%) на фоне снижения поддержки аграрного сектора до уровня 2,5% от стоимостного объема сельскохозяйственного производства. И если не будут найдены эффективные решения, итогом присоединения станет новый рост импорта агропродовольственной продукции и ухудшение конкурентоспособности отечественного сельхозпроизводства. Необходимо также средствами таможенно-тарифного регулирования стимулировать процесс обновления основных фондов в АПК, не забывая при этом о потребностях отечественных машиностроителей.

Напомню в этой связи, что на заседании президиума Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике (протокол от 23 мая 2007 г. №19) было дано поручение Минсельхозу России совместно с Минэкономразвития России, «проработать вопрос о повышении роли отраслевых предпринимательских объединений в сфере государственного регулирования импорта сельскохозяйственной продукции».

Представляется также целесообразным предусмотреть обязательное заслушивание представителей саморегулируемых организаций агробизнеса в Комитете Государственной Думы по аграрным вопросам и Комитете Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу при рассмотрении бюджетных и иных вопросов аграрной политики, а также их участие в деятельности экспертных советов ФС РФ.

В качестве одного из инструментов взаимодействия с правительственными органами может быть предложено расширение практики непосредственного участия руководителей ассоциаций в работе таких организаций, как Совет при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, советы по аграрной, налоговой, курсовой и таможенно-тарифной политике и другим проблемным вопросам при Минсельхозе РФ, Минэкономразвития РФ и других госорганах.

Справка: В США в обсуждении проекта Закона о сельском хозяйстве 2007 г. на 52 конференциях поучаствовали представители всех основных сельскохозяйственных ассоциаций. Всего Конгрессу США пришлось рассмотреть более 4 тыс. комментариев к законопроекту.

На слушаниях в подкомитете комитета по сельскому хозяйству Палаты представителей Конгресса США 8 марта 2007 г., посвященных проблеме роста издержек производства в животноводстве и птицеводстве, были заслушаны показания представителей 10 ассоциаций, в том числе производителей кормового зерна, кукурузы, биотоплива, крупного рогатого скота, молока, свинины, домашней птицы и яиц.

Осуществление поставленных задач возможно только на основе организации равноправного сотрудничества аграриев с Минсельхозом РФ, Минэкономразвития РФ, Минпромэнерго РФ, Минфином РФ, Минрегионом РФ, Роспотребнадзором, ФАС России, ФТС России и другими заинтересованными министерствами и ведомствами, в том числе на договорной основе.

В частности, представляется необходимым, чтобы Минсельхоз РФ совместно с Комиссией по агропромышленному комплексу Совета РСПП по конкурентоспособности и отраслевым стратегиям и заинтересованными отраслевыми союзами в короткие сроки разработали действенную систему привлечения участников агропродовольственного рынка в отраслевые объединения.

Двусторонними договорами может быть также предусмотрено участие агрообъединений в организации совместных работ по:

- содействию повышению конкурентоспособности российских производителей продовольствия и другой сельскохозяйственной продукции, увеличению выпуска продукции, отвечающей мировым стандартам;

- лицензированию экспортеров и импортеров сельскохозяйственной продукции;

- формированию списков поставщиков сельскохозяйственной продукции для федеральных государственных нужд;

- оказанию содействия созданию организационных, экономических и правовых условий, необходимых для эффективного продвижения российского продовольствия на мировой рынок;

- формированию списков сельхозпродукции, в том числе высокой степени обработки, конкурентоспособной на внешних рынках, а также экологически чистой, защищенной торговыми марками, отечественными или зарубежными патентами;

- гармонизации российского законодательства, связанного с обеспечением безопасности пищевой продукции, применением генно-модифицированных культур;

- консультированию по производственно-технологическим, техническим, юридическим и другим вопросам;

- организации круглых столов по вопросам развития сельскохозяйственного производства и экспорта с участием представителей органов законодательной и исполнительной власти РФ, крупнейших компаний-производителей продовольствия, банков, средств массовой информации;

- учреждению конкурсов на звание «Лучший российский агрохолдинг», «Лучший российский экспортер» и т.д.;

- оказанию содействия в организации зарубежных деловых поездок российских сельхозпроизводителей, обмена специалистами.

В результате сотрудничества с объединениями агробизнеса Минсельхоз России и другие министерства и ведомства могли бы резко повысить эффективность аналитической работы по мониторингу товарных рынков, составлению отраслевых балансов ресурсов сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров.

Министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев как-то высказался в том плане, что сельское хозяйство не просто отрасль экономики, а сфера важного уклада жизни. Помимо того, что сельское население составляет 38 млн человек, его продукция обеспечивает занятость жителям множества малых городов, работающим на перерабатывающих предприятиях. Расширение инвестиций в АПК влечет за собой приобретение отечественной сельхозтехники, удобрений, концентрированных кормов, гербицидов и пестицидов, и значит, создает стимулы для роста производства в смежных отраслях.

Аграрный сектор выступает гарантом продовольственной независимости России. Для большинства российского населения расходы на продукты питания составляют основную часть семейного бюджета. Продовольственную корзину должны наполнять национальные сельхозпроизводители. Значит, нельзя забывать об их интересах, а тем более пытаться отыгрываться на них. Что же касается долгосрочной тенденции к росту цен на продовольствие, то она инициирована не в АПК. Более того, она может и должна быть использована во благо сельхозпроизводителей, но с условием компенсации потребителям возможного ущерба от роста цен. Для агрохолдингов и фермеров повышение цен – это переход к интенсивному развитию, шанс на обновление капитала, возможность расплатиться по кредитам за приобретаемые оборудование, корма, удобрения, получать достойную плату за свой труд.

В этой связи Комиссия по агропромышленному комплексу Совета РСПП по конкурентоспособности и отраслевым стратегиям намерена в самое ближайшее время приступить к подготовке проектов необходимых уже сейчас нормативных актов и ведомственных документов, включая:

- положение о саморегулируемых организациях в сфере сельскохозяйственного производства;
- правила ведения реестра саморегулируемых организаций в АПК;
- определение системы критериев отбора существующих союзов и ассоциаций для рассмотрения возможности занесения их в реестр в качестве саморегулируемых организаций;
- план мероприятий по созданию действенной системы стимулов и пропаганде идеи формирования отраслевых объединений в регионах;
- организацию широкого информирования участников агропродовольственного рынка об имеющемся мировом опыте взаимодействия органов законодательной и исполнительной власти и отраслевых объединений.

Основной целью такой деятельности видится привлечение широких слоев участников агропродовольственного рынка к подготовке предложений к проекту закона «О самоуправляемых организациях в АПК Российской Федерации», а также проведение мониторинга общественного мнения для формирования политики в этой области.

Учитывая важность задач, связанных с необходимостью скорейшей стабилизации ценовой ситуации на продовольственном рынке, а также принимая во внимание предстоящее присоединение России к ВТО, необходимо всячески поощрять деятельность российского агробизнеса, связанную с учреждением на добровольной основе:

- сети отраслевых и региональных ассоциаций, представляющих все основные подотрасли аграрного сектора России;

- глубокоструктурированной общероссийской ассоциации, опирающейся на широкую массу сельхозпроизводителей, представляющей интересы АПК России в целом, которая выполняла бы задачу объединения усилий, координации деятельности, представления и защиты общих интересов действующих и потенциальных производителей и экспортеров российского продовольствия, сырья, сельскохозяйственной продукции, биотоплива и сельскохозяйственного оборудования.

Принципиально важно вовлечь в эту работу регионы, синхронизировать действия по созданию ассоциаций как на федеральном, так и на региональном уровнях (на заседании межведомственной рабочей группы по приоритетному национальному проекту «Развитие АПК» при Совете при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике (протокол от 20 апреля 2007 г. №4) было рекомендовано органам исполнительной власти субъектов РФ «принять меры по созданию региональных некоммерческих объединений производителей свинины, говядины и молока и их участии в деятельности соответствующих всероссийских отраслевых союзов и ассоциаций»).

Для повышения эффективности проводимых мероприятий деятельность ассоциаций сельхозпроизводителей должна быть скоординирована с планами работ общероссийских объединений товаропроизводителей и предпринимателей, прежде всего Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей) и Торгово-промышленной палаты РФ.
Рабочими органами для такой координации могут являться Комиссия по агропромышленному комплексу Совета РСПП по конкурентоспособности и отраслевым стратегиям и Комитет ТПП РФ по предпринимательству в аграрно-промышленной сфере.

Всю указанную работу Комиссия предполагает вести в тесном контакте с уполномоченными подразделениями Минсельхоза РФ, заинтересованными отраслевыми союзами и ассоциациями сельхозпроизводителей. В этой связи в заключение хочется сказать следующее: у продовольственной цепочки должен быть один хозяин. Минсельхоз России, по нашему убеждению, должен отвечать не только за сельское хозяйство, но и за продовольствие, за устойчивое развитие сельских территорий и за защиту прав потребителей продовольствия, как это практикуется в большинстве развитых стран мира.

/Журнал "Промышленник России", декабрь 2007/

http://www.rspp.ru/Default.aspx?CatalogId=234&d_no=2909


Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
Ответов - 4 [только новые]


администратор


Зарегистрирован: 02.02.10
Откуда: Владивосток
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.05.10 09:16. Заголовок: maru пишет: Коррект..


maru пишет:

 цитата:
Корректировка действующего закона не устранит полностью присущие ему недостатки. Значительно более продуктивной представляется разработка принципиально нового ФЗ «Об отраслевых союзах (ассоциациях) в АПК Российской Федерации», отражающего специфику функционирования объединений сельхозпроизводителей и переработчиков в российском АПК.



Строителей смогли загнать в 2010г. по ФЗ 148 в СРО , аграриям пока везет

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
постоянный участник


Зарегистрирован: 10.03.10
Откуда: Лимония, Мухосранск
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.05.10 09:37. Заголовок: maru пишет: Всю ука..


maru пишет:

 цитата:
Всю указанную работу Комиссия предполагает вести в тесном контакте с уполномоченными подразделениями Минсельхоза РФ, заинтересованными отраслевыми союзами и ассоциациями сельхозпроизводителей. В этой связи в заключение хочется сказать следующее: у продовольственной цепочки должен быть один хозяин. Минсельхоз России, по нашему убеждению, должен отвечать не только за сельское хозяйство, но и за продовольствие, за устойчивое развитие сельских территорий и за защиту прав потребителей продовольствия, как это практикуется в большинстве развитых стран мира.


...вывод поражает своей наглой убойностью: у продовольственной цепочки должен быть один хозяин По этому поводу стоит заметить, что один коллективный хозяин- бюрократия мы имели честь видеть только в совдеповском СССР. Что из того получилось нет смысла повторять. В остальных странах, включая ссылки автора, речь идет об организации элементарной кооперации и системе распределения государственных дотаций. Если залазить глубже, то пожалуй только в Японии пошли на УЧАСТИЕ государства в повседневной деятельности ассоциации сельскохозяйственных кооперативов. Причем исключительно активами государства. Все остальное, включая формирование органов управления ассоциации происходит ПРЯМЫМ, ЕЖЕГОДНЫМ голосованием и является неотъемлемым правом самих фермеров. Очень рекомендую нашим депутатам предложить американскому или японскому предпринимателю российскую систему коллективной ответсвенности... Может быть тогда сумеют понять границы дозволенного.

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
администратор


Зарегистрирован: 02.02.10
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.05.10 10:34. Заголовок: Фермер пишет: ...вы..


Фермер пишет:

 цитата:
...вывод поражает своей наглой убойностью: у продовольственной цепочки должен буть один хозяин


Вспомнил анекдот,одинаково относящийся сельскому хозяйству, и к новововедениями СРО в бизнесе.
Придумали способ получения бОльшего количества молока при мЕньшем расходе кормов,а именно:
Просто тупо надо корову меньше кормить и больше доить.

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
постоянный участник


Зарегистрирован: 10.03.10
Откуда: Лимония, Мухосранск
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.05.10 10:48. Заголовок: Сергей из Сибири пиш..


Сергей из Сибири пишет:

 цитата:
Просто тупо надо корову меньше кормить и больше доить.


...и назвать это дебилизм административной реформой и демократизацией экономики.

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 74
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Locations of visitors to this page