Два с лишним года назад вступили в силу поправки в Градостроительный Кодекс. Всем известный 148-ФЗ продекларировал и вслед за ним столпы строительства зааплодировали: «Теперь, чтобы строить, надо обязательно быть членом саморегулируемой организации».
И... пошла волна создания, регистраций СРО,
привлечение членов под лозунгами обязательного саморегулирования (читай – обязательного членства в СРО) строительной отрасли, прикрываясь благими целями о безопасности и ответственности за нарушение правил и норм.
Давайте все-таки попробуем ПРОЧИТАТЬ, что на самом деле написано в этом документе с названием «Градостроительный кодекс».
Сразу оговорюсь, законы читают, перечитывают, толкуют, применяют... Как говорится, у двух юристов – три мнения. Не говоря уже о мнении арбитражных судов.
Я предлагаю просто прочитать, пройти «по букве» закона. Выводы можете сделать сами. Я свой вывод сделал.
Итак, вперед.
Статья 52. Осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства
1. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 243-ФЗ)
Да, никто не спорит. Должно быть регулирование. И для этого ГрадКодекс и существует.
2. Виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
(часть 2 в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ)
Опять же все понятно. В свете снижения административных барьеров и передачи избыточных государственных функций (в частности, отмены лицензирования строительной деятельности) государство передало часть своих полномочий «сообществу» - так называемым «саморегулируемым организациям», сказав, что «виды работ...», особенно, влияющие на безопасность, должны выполняться только лицами, имеющими свидетельство о допуске, причем это свидетельство должно быть выдано именно СРО.
Откуда эта СРО должна появиться?
Смотрим далее.
Была введена целая глава, посвященная как раз целям, задачам, принципам создания и деятельности этих СРО (Глава 6.1 Саморегулирование в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (введена Федеральным законом от 22.07.2008 N 148-ФЗ)).
Статья 55.2. Приобретение статуса саморегулируемой организации
1. Статус саморегулируемой организации может приобрести некоммерческая организация, созданная в форме некоммерческого партнерства, при условии ее соответствия требованиям, установленным частями 1 и 2 статьи 55.4 настоящего Кодекса.
Некоммерческие партнерства создаются на основании 7-ФЗ. Статус СРО это некоммерческое партнерство приобретает при условии (ст.55.4 ч.1 и ч.2):
(!) здесь и далее будем рассматривать только строительную отрасль.
Статья 55.4. Требования к некоммерческой организации, необходимые для приобретения статуса саморегулируемой организации
Часть 1 относится к изыскателям и проектировщикам.
2. Некоммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, при условии ее соответствия следующим требованиям:
1) объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем сто индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц;
Никаких вопросов. Требование, установлено, надо искать членов. Вот только каких членов и чем же эти члены должны заниматься?
Ответ: исходя из статуса СРО, обозначенного в части 2 - «...статус саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство»
Причем возможно-допустимые «статусы» СРО указаны чуть выше, в статье 55.3:
Статья 55.3. Виды саморегулируемых организаций
Допускается приобретение некоммерческими организациями статуса саморегулируемых организаций следующих видов:
1) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания;
2) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации;
3) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство.
Других видов СРО для определенной категории потенциальных членов закон не предусмотрел. И четко указал эту категорию!
Никаких СРО, основанных на членстве лиц, выполняющих строительные работы. Никаких СРО, основанных на членстве лиц, занимающихся возведением монолитных стен и т.п.
Только и исключительно эти три вида!
При этом в уставе некоммерческой организации должен быть указан вид саморегулируемой организации в соответствии со статьей 55.3 настоящего Кодекса (Статья 55.2 часть 2). Без определения вида СРО невозможна ее регистрация.
Теперь становится понятно, кто же должен вступить в некоммерческое партнерство, чтобы в дальнейшем это партнерство получило статус СРО: членами НП, претендующего на получение статуса, могут быть только лица, осуществляющие строительство.
И только они, а не какие-то иные лица (бетонщики или кровельщики) будут учитываться законом при определении обязательной необходимой минимальной численности членов НП для получения статуса СРО (Статья 55.4 часть 4)
4. При определении числа членов некоммерческой организации учитываются только индивидуальные предприниматели и юридические лица, соответственно выполняющие инженерные изыскания, осуществляющие подготовку проектной документации и строительство.
Уберем лишнее... «При определении числа членов некоммерческой организации учитываются только лица, осуществляющие строительство».
Хочется думать, что эта норма как раз и направлена на предупреждение исчезновения\банкротства недобросовестных «организаторов строительства», ведь стоит уменьшиться числу лиц, осуществляющих строительство в рядах членов СРО до хотя бы 99 (пусть и при общей численности в СРО – 500 членов), как тут же встает вопрос о как минимум предписании, а то и лишении статуса СРО.
Кто же это такие, загадочные лица, осуществляющие строительство? Не каменщики, не плотники, не кровельщики...
Ответ – в статье 52 части 3.
Статья 52. Осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства
3. Лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
Иными словами это – организатор и координатор строительного процесса. И он же должен отвечать за качество работ!
Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
(в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 240-ФЗ, от 28.11.2011 N 337-ФЗ)
Захочет это лицо кроме организаторской и координаторской функции еще и, например, фундамент залить самостоятельно – должно получить свидетельство о допуске к работам по заливке фундамента. А может само и не заливать, а просто организовать процесс, пригласив подрядчика.
С другой стороны, виды работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства приведены во всем известном и многострадальном Приказе Министерства регионального развития РФ №624. Соответственно, в законе указано (Статья 52 часть 3 п.3.1):
3.1. В случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень (а это как раз и есть Приказ Минрегиона №624 – прим. автора), лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
(часть 3.1 введена Федеральным законом от 27.07.2010 N 240-ФЗ)
Т.е. это лицо, осуществляющее строительство, должно иметь свидетельство о допуске к работам по организации строительства (п.33 Приказа №624). Это и логично, ведь это лицо организует процесс строительства. И отвечает за качество ВСЕХ работ.
Подведем промежуточный итог.
1. Чтобы выполнять работы по строительству нужно иметь свидетельство о допуске к видам работ.
2. Свидетельство выдает СРО.
3. СРО по 148-ФЗ образуется из некоммерческого партнерства, когда в его составе есть не менее 100 членов – лиц, осуществляющих строительство. Тип СРО прописывается в Уставе НП.
4. Лицо, осуществляющее строительство – организует, координирует и отвечает за качество.
Ну и немаловажный и ключевой момент – это компенсационный фонд.
Члены пока еще партнерства должны сформировать фонд в размере, определенном ГрадКодексом (Статья 55.4 часть 2 п.2).
2) наличие компенсационного фонда, сформированного в размере не менее чем один миллион рублей на одного члена некоммерческой организации или, если такой организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в размере не менее чем триста тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации;
Опять же все ясно. Компенсационный фонд – фундамент системы саморегулирования. Размер – требование, установленное законом, тем более – к организаторам и координаторам строительства, несущим ответственность за все, что происходит на стройке. Для них то как раз эта сумма невелика.
Последний пункт – это документы.
3) наличие документов, предусмотренных частью 1 статьи 55.5 настоящего Кодекса.
Также, НП разрабатывает ряд документов. Их всего три группы:
Статья 55.5. Документы саморегулируемой организации
1. Саморегулируемая организация обязана разработать и утвердить:
1) требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее также - свидетельство о допуске), - документ, устанавливающий условия выдачи саморегулируемой организацией свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
2) правила контроля в области саморегулирования - документ, устанавливающий правила контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования;
3) документ, устанавливающий систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований технических регламентов, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования.
Итог:
1. Чтобы выполнять работы по строительству нужно свидетельство о допуске к видам работ.
2. Свидетельство о допуске выдает саморегулируемая организация.
3. СРО по 148-ФЗ образуется из некоммерческого партнерства, когда в его составе не менее 100 членов – лиц, осуществляющих строительство. Тип СРО прописывается в Уставе НП. Количество членов считается исключительно по лицам, осуществляющим строительство.
4. Лицо, осуществляющее строительство – организует, координирует и отвечает за качество.
5. Члены НП – лица, осуществляющие строительство, скидываются по минимуму (300000 рублей), формируя КФ.
6. НП определяет виды работ, на которые после получения статуса СРО будет выдавать свидетельства, готовит определенные законом документы и подает их на получение статуса СРО.
Документы подаются в Ростехнадзор, поскольку именно Ростехнадзору Постановлением Правительства РФ отдано «почетное» право присваивать почетный статус «САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, ОСНОВАННАЯ НА ЧЛЕНСТВЕ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ СТРОИТЕЛЬСТВО».
Далее уже после получения статуса СРО эти лица, осуществляющие строительство, довносят в КФ деньги согласно своим предполагаемым объемам и требованиям закона и (статья 55.8):
5. Саморегулируемая организация может выдать свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении только видов работ, решение вопросов по выдаче свидетельства о допуске к которым отнесено общим собранием членов саморегулируемой организации к сфере деятельности саморегулируемой организации.
7. При приобретении некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся на дату приобретения указанного статуса членами такой некоммерческой организации, не получают свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Указанные лица обязаны получить такие свидетельства о допуске в срок не позднее чем через один месяц со дня приобретения некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации в порядке, установленном настоящей статьей для внесения изменений в свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Таким образом, после регистрации (присвоения) статуса, появляется Саморегулируемая организация, основанная на членстве лиц, осуществляющих строительство.
То есть, если сказать иными словами – возникает СРО организаторов и координаторов строительства.
И эти организаторы и координаторы получают свидетельства о допуске как раз к работам по организации строительства.
Если они хотят иметь сами и (или) выдавать допуски другим компаниям, разделяющими их стандарты, правила и требования к отдельным видам работ и которые согласны с суммой взносов, то общее собрание СРО определяет эти самые виды, относит их к своей компетенции, разрабатывает требования в соответствии с ГрК и в дальнейшем выдает соответствующие свидетельства.
Все понятно и логично.
В чем подвох?
Подвох в том, а что если я не хочу быть организатором и координатором? И мне нужен только лишь допуск, например, на какие-то отдельные виды?
Без допуска я работать не могу, закон запрещает.
Где я его могу получить? Естественно, в саморегулируемой организации!
Вот только в какой?
Парадокс и подвох в том, что НИГДЕ в Градостроительном Кодексе не указано, что именно в той и только в той СРО, которая основана на членстве лиц, осуществляющих строительство, я обязан получить это свидетельство, обязательно став именно ее членом.
• Я просто должен быть членом СРО.
• Эта СРО просто должна быть зарегистрирована в реестре СРО.
• Эта СРО просто должна разработать документы в соответствии со статьей 55.5 ГрадКодекса. В том числе требования к выдаче свидетельства о допуске.
• У этой СРО просто должен быть КФ.
И... все!
Парадокс и подвох в том, что все забыли (случайно или сознательно) про существование 315-ФЗ, согласно которому могут создаваться саморегулируемые организации, обладающие абсолютно всеми правами и соответствующие (при желании) ВСЕМ требованиям ГрадКодекса в части выдачи свидетельства о допуске к отдельным видам работ.
• Такие СРО регистрируются в уполномоченном на то органе.
• Такие СРО имеют КФ.
• Такие СРО могут разработать требования к выдаче свидетельств о допуске в полном соответствии с требованиями ГрК, отнеся к своей компетенции все, кроме работ по организации строительства.
Такие СРО будут иметь ПОЛНОЕ законное право проверять кандидата на соответствие требованиям и выдавать свидетельства о допуске, тем самым открывая дорогу всем тем строительным компаниям, кто не организатор и не координатор строительства.
И более того, размер взноса в КФ такие СРО установят сами, в любом размере, не привязываясь к обязательной цифре 300000 (она ведь относится только к «организации строительства»).
Кстати, даже Ростехнадзор, оформляя отказ во внесении в реестр СРО, ссылается исключительно на 315-ФЗ, а не на ГрадКодекс.
Таким образом, обязательное членство в СРО строительных компаний, не претендующих на выполнение работ по организации строительства - не более чем просто невозможность получить свидетельство о допуске к отдельным видам работ, не будучи членом СРО.
Вот только почему-то все стали считать, что эти свидетельства могут выдавать ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО СРО, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство.
Что это? Всеобщее заблуждение? Или «история всероссийского обмана» строителей?
Вам решать.
Просто прочитав ГрК и приняв, что глава 6.1. введена как раз для лиц, осуществляющих строительство, становится понятна и прописанная в нем роль Национальных Объединений, как Общероссийских Некоммерческих Организаций, объединяющее саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство.
Статья 55.20 часть3:
Национальные объединения саморегулируемых организаций создаются в целях соблюдения общественных интересов саморегулируемых организаций соответствующих видов, обеспечения представительства и защиты интересов саморегулируемых организаций соответствующих видов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, взаимодействия саморегулируемых организаций и указанных органов, потребителей выполненных работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Ведь именно организаторам и координаторам строительства, отвечающим за общее качество работ, необходимо объединяться, даже с условием обязательного членства, для
1) обсуждения вопросов государственной политики в области соответственно инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
2) представления интересов саморегулируемых организаций соответствующих видов в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления;
3) формирования предложений по вопросам выработки государственной политики в области соответственно инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
Что и является основными функциями НацОбъединений, согласно статьи 55.20 части 8 Градостроительного Кодекса Российской федерации, но никак не интересно простым строительным компаниям.
Михаил Семенов
Генеральный директор НП СРО МАБИС
http://www.sroinform.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2162%3Anado-li-vstupat-v-sro&catid=56%3Apositionsection&Itemid=555