За все ответит СРО http://www.stroygorhoz.ru/89/02.php Саморегулирование в строительстве: мечты и реальность
Пока принятый в первом чтении федеральный законопроект о саморегулируемых организациях два года лежит мертвым грузом в Государственной Думе, строители разработали свой – отраслевой закон о СРО.
Проявить инициативу их заставила грядущая отмена лицензирования в строительстве. На свет появились сразу два варианта решения проблемы.
Генеральный директор Ассоциации «Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада» Михаил ВикторовСокращая количество лицензируемых видов деятельности, ведомство Грефа ничего не предложило взамен. Теоретически понятно, что на смену госрегулирования должна прийти система саморегулирования. Проблема в том, что она до сих пор не создана. Общий законопроект о СРО застрял в Думе, его разработчики пытаются «увязать» интересы всех отраслей, что сделать не так-то просто.
Строители решили, что куда быстрее будет разработать и принять отраслевой закон. В июне закипела нормотворческая деятельность, а к концу августа появились первые варианты закона о саморегулируемых организациях строительной отрасли. К настоящему времени свои законодательные разработки представили Ассоциация «Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада» совместно с Российским союзом строителей, а также Фонд «Институт экономики города». Принять окончательное решение должна созданная при Росстрое комиссия, призванная составить новый свод правил.
На вопросы «СГХ» отвечает генеральный директор Ассоциации «Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада», член Комиссии при Росстрое РФ по вопросам совершенствования нормативной правовой базы лицензирования видов деятельности в строительной отрасли и передачи части полномочий государственного регулирования в отрасли саморегулируемым организациям Михаил Викторов.
– Михаил Юрьевич, почему идея узкоотраслевого закона о СРО появилась так поздно, ведь об отмене лицензирования было известно давно?
– Конечно, все можно было сделать заранее. Но кто этим должен был заниматься? Одна из проблем состоит в том, что у строительной отрасли нет своего базового министерства, имеющего необходимые полномочия и прямой выход на президента. Росстрой из министерства превратился в агентство, не обладающее правом законодательной инициативы.
А на Минрегионразвития возложено решение слишком многих абсолютно разных проблем, чтобы уделять должное внимание вопросам строительства.
Кстати, отсутствие базового министерства отразилось и на принятии в последние годы целого ряда непродуманных решений в области реформирования строительной отрасли. На уровне субъектов Федерации ситуация более определенная.
– В чем основное отличие вашего законопроекта от предложений Фонда?
– Необходимо отметить, что мы настаиваем на том, чтобы закон был узкоотраслевой – только для строителей. Не надо под него подводить страховщиков, банки, риэлтеров и других, иначе он захлебнется в согласованиях, как и общий законопроект.
Свои наработки по отраслевому законопроекту мы представили в Росстрое. Пока разработано два законопроекта на эту тему: наш (внесен под эгидой Российского союза строителей) и Фонда «Институт экономики города».
Фонд в качестве главного шага предлагает внести изменения в Градостроительный кодекс. То есть вписать в него главу, посвященную СРО. Мы считаем это ошибкой.
Градостроительный кодекс – это не сверхуниверсальный документ, в котором может фигурировать все что угодно. Он должен регулировать лишь градостроительные отношения. Мы же говорим об отношениях между юридическими лицами, между общественными объединениями.
Ассоциация предлагает решать проблему комплексно: принять отдельный закон о СРО в строительной отрасли и закон о вступлении в силу данного закона. В последнем документе должны быть указаны все изменения, которые необходимо внести в уже действующие 12 законов (начиная от Гражданского кодекса до закона об общественных организациях). Новый закон не должен быть в отрыве от остального правового поля, о чем часто забывают федеральные органы. Этим же грешат предложения Фонда.
– В своем законопроекте вы предлагаете установить переходный период от госрегулирования к саморегулированию строительной отрасли. Но срок продления механизма лицензирования не указан.
– Это тема для обсуждения. Сроки мы ставим в зависимость от определенных параметров, например, от появления в регионах саморегулируемых организаций. В каждом субъекте Федерации должно быть не менее одной СРО. В некоторых регионах нет ни одного строительного союза или ассоциации, поэтому строителям нужно дать время для их создания, а главное – для получения общественными организациями статуса СРО. Для Петербурга и Москвы для этого потребуется максимум год!
Уверен, что в Северной столице будет создано две или более СРО.
– Членство в СРО для строителей будет добровольным или обязательным?
– По данным Лицензионной палаты, в городе действует 15–20 тыс. строительных лицензий. Мы предлагаем продлить лицензирование для компаний, выполняющих функции генпроектировщика, заказчика-застройщика, генподрядчика. На их долю приходится примерно десятая часть всех лицензий, это 1,5–2 тыс. компаний.
Это первая группа строителей, которая, по нашему мнению, должна вступать в СРО в обязательном порядке.
Мы также считаем, что членами СРО обязаны быть лица, осуществляющие деятельность, связанную с выполнением особо ответственных видов общестроительных и строительно-монтажных работ при возведении зданий и сооружений высотой более 15 метров, включая многоэтажные жилые дома и объекты публичного назначения. То есть мы предлагаем использовать (при небольшой редакции) классификатор видов работ, утвержденный Росстроем. Эта схема удобна, ее используют и лицензионные органы, и страховщики, и юристы. Мы берем из этого классификатора компании, осуществляющие работы II уровня ответственности.
3–4 тыс. компаний в Петербурге выполняют работы II уровня.
Это около 20% действующих лицензий (для них также предлагается продлить механизм лицензирования).
Остальные 70% обладателей строительных лицензий, в большинстве своем мелкие и средние компании, занимающиеся менее ответственными видами работ (малярные, штукатурные, благоустройство…), отпускаются, по сути дела, на вольные хлеба, их членство в СРО исключительно добровольное.
– А кто будет контролировать мелкие компании?
– Их работу на стройке будут контролировать компании – члены СРО с более высоким уровнем ответственности либо генподрядчик и заказчик. То есть контроль за субподрядчиками будет осуществлять не Лицензионная палата, а те организации, которые их нанимают на работу.
Кстати, в проекте Фонда критерии обязательного членства в СРО несколько иные. Они сориентированы на объекты строительства. Например, строительство гаражей и дач обязательного членства не требует. Но сегодня компания может строить гаражи, а завтра ей удастся получить заказ на высотку. Получается, что фирме срочно надо вступать в СРО? А вдруг вступить не удастся? Инвестиционный процесс так строить нельзя. А если от высоток перейти к гаражам, то и из саморегулируемой организации придется выйти? В этом случае СРО будет напоминать вагон электрички, где постоянно меняются пассажиры, и ни к чему хорошему это не приведет.
– Какие задачи должно выполнять СРО?
– Основными задачами саморегулируемых организаций является разработка правил и стандартов предпринимательской или профессиональной деятельности, контроль за их исполнением, защита прав и интересов членов СРО, а также прав и интересов потребителей и др.
Важным моментом является определение ответственности члена СРО перед третьими лицами. Мы предлагаем несколько вариантов. Компания может проводить ответственность через субсидиарный фонд СРО, а может воспользоваться услугами страховой компании или иными механизмами.
Специалисты Фонда предлагают передать функции государственного надзора частным страховым компаниям (вплоть до остановки стройки в случае выявления нарушений). Это весьма опасное предложение. Многие страховые компании аффелированы с бизнес-структурами, в состав которых входят и строительные фирмы. Таким образом, через страховщиков они получат возможность душить конкурентов.
– С региональными СРО все ясно, а зачем нужны межрегиональные объединения?
– Механизм СРО не должен превратиться в очередной барьер. Став членом одного СРО, компания должна иметь право работать на территории всей России. И здесь мы закладываем определенный уровень координации на межрегиональном уровне. Это ведение текущего мониторинга, методологическая деятельность и т. д. Наиболее оптимальный путь – объединение по федеральным округам. Возможно, на базе Росстроя будет создана федеральная комиссия, куда войдут представители Росстроя, Минрегионразвития, Российский союз строителей и, возможно, представители межрегиональных объединений.
– Как вы считаете, будет ли продлен срок лицензирования в строительстве на переходный период?
– Надеюсь на это. Мы не говорим о прямом продлении системы лицензирования, речь идет о постепенной передаче части полномочий профессиональным союзам, ассоциациям. Но переходный период необходим. Иначе появится правовой вакуум. Ведь пока будут приняты все необходимые подзаконные акты, пройдет не менее 2 лет. Возможно, будет внесено соответствующее дополнение в ФЗ о лицензировании.
Беседовала Наталья Соколова
Тел. (812) 347-7891