15. Чтобы лучше прочувствовать взаимосвязь различных определений системы, Менджерс [46] предлагает поиграть в любопытную игру "Nomic", изобретенную в 1980 г. П.Шубером. Эта игра создана специально для демонстрации действия принципа - законы могут создавать только законы. Предполагается, что существуют два типа правил: изменяемые и неизменяемые. Игроки делают ходы в соответствии с начально установленными правилами. Каждый ход состоит из предложений, обсуждений, а затем голосования по поводу изменений правил. Возможны изменения трех типов: 1) вычеркивание, создание новых или внесение поправок в изменяемые правила; 2) вычеркивание, создание или внесение поправок в поправки; 3) перевод неизменяемых правил в изменяемые или наоборот. Если большинство играющих голосует за изменение, оно принимается. В процессе игры возможны самые странные метаморфозы - начав играть в "Nomic", можно закончить игрой в шахматы или футбол! Поиграйте, а потом попробуйте проанализировать, какие аспекты социальных систем моделирует эта игра. |
|